Евгений Козенко. Рассказы о шахматах на Амуре. Рассказ первый.

Евгений Васильевич Козенко – мастер ФИДЕ — признанный лидер амурских шахмат. Он неоднократно становился чемпионом области и города Благовещенска. Вместе с тем Евгений отличается деликатным вниманием ко всем любителям шахмат – независимо от силы их игры и заслуг. Во время тех или иных массовых собраний шахматистов он не раз делился воспоминаниями о событиях за шахматной доской, о тех, кто оставил заметный след в амурском шахматном движении. И вот на основе бережной памяти Евгения Козенко возникла мысль дать ему возможность изложить свои воспоминания и впечатления на сайте, чтобы знаменательные события шахматной жизни Приамурья стали достоянием всех любителей шахмат, привить молодому поколению уважительное уважение ко всему, что нас всех связывает в нашей любви к мудрой игре.

Итак, сегодня начинаем с первого рассказа. Конечно, не всем далее изложенным событиям Евгений Васильевич был свидетелем, но он добросовестно разузнал о том, что с ними связано, у тех, кто принимал в них участие.

Хочу рассказать о важном событии, произошедшем в далёком 1971-ом году. Тогда, в феврале в Благовещенск приехал с культурно-массовой работой (сейчас это называется провести мастер-класс) экс-чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер из Риги Михаил Нехемьевич Таль. Ему было тогда 35 лет. Таль должен был два дня подряд играть в Доме офицеров Советской Армии (сейчас это АОДНТ, на ул. Хмельницкого-Ленина) в сеансе одновременной игры против нескольких соперников, пришедших на эту игру. Сеанс проводился на  с использованием механических часов (они тогда были более высокими, чем позднее выпускавшимися, и имели металлические кнопки). Каждому играющему давалось по 60 минут на всю партию. Известно, что сеанс проводился на втором этаже.У входа в здание были постелены красные дорожки, вся обстановка была торжественной и спортивно-праздничной. Таль, имевший весёлый характер и считавшийся общительным (он был журналистом и редактором шахматного журнала «Рижские шахматы»), запомнился зрителям немногословностью и заряженностью на результат в игре, — он очень хотел выиграть как можно больше партий. Ход сеанса показал — Михаил Нехемьевич никому не хотел уступать.

 Против великого шахматиста, проповедующего в ту пору остро атакующий стиль, сыграл тогда две партии пятнадцатилетний школьник Толя Неверов. Вот запись первой партии:


Анатолий Неверов обыграл не просто сильного гроссмейстера, но ещё и экс-чемпиона мира, победителя множества советских и зарубежных турниров, а также действующего члена сборной страны по шахматам.

Известно, что после двухдневного проведения сеансов одновременной игры в Благовещенске Михаил Таль прибыл в г Свободный с той же миссией — поиграть одновременно с несколькими соперниками. Здесь он провёл один сеанс на 25-ти досках в здании ДОСААФ. Соперники по силе были разного уровня, посмотреть на известного шахматиста пришло много людей. Таль был немногословен, весь отдавался игре. Итог сеанса: 24 победы и одна ничья! Ничья была зафиксирована при таких обстоятельствах: подойдя к одной из досок и увидев, как соперник при нём сделал ход (участник сеанса по правилам должен делать ход, когда сеансёр подходит к его доске), Таль, подумав маленько, взялся за своего коня, положил его на доску ребром и предложил ничью. Ничья была принята. Вничью сыграл немолодой человек лет шестидесяти. Свидетелем этой истории был юноша, ныне генеральный директор компании «Максинтер» Николай Николаевич Мельников, который тоже сыграл партию с Талем.

 В Благовещенске, в Доме Пионеров (ныне ЦЭВ имени В Белоглазова) на втором этаже в комнате, где тренер Матвеев Геннадий Афанасьевич вёл шахматный кружок, на стене висела в рамочке фотография, где М. Таль склонился над шахматной доской, обдумывая свой ход. Напротив него сидело несколько соперников, за ними, почти впритык стояли зрители с наклонёнными в сторону досок головами. Фото было чёрно- белое. Рядом висели портреты всех чемпионов мира, включая действующего на тот момент А. Карпова. Я считаю, Геннадий Афанасьевич тоже был причастен к этому сеансу М. Таля.